Воображалы из "Воображариума доктора Парнаса"

Воображариум Доктора ПарнасаЛавочка старика Парнаса колесит по миру (хотя маловероятно, что повозка покидала пределы старой доброй Англии) вместе со своей труппой, доктор Парнас дает возможность зрителям шоу пройти сквозь волшебное зеркало в фантастический мир. Но цель у него – не простые фокусы, которые можно показывать на ярмарках. Доктор Парнас на самом деле ставит перед собой задачу проверить людей тяжёлым выбором. Некоторые попадают в Зазеркалье и возвращаются в мир, ощущая большой подъём настроения, но есть и такие, которые встречаются с таинственным мистером Ником, дьяволом-искусителем.

Осталось у доктора Парнаса всего три дня, после чего мистер Ник напомнит о давнем пари и заберёт свой приз — дочь Парнаса, Валентину. Если её не спасёт таинственный незнакомец Тони Шеперд, который, вроде бы знает, как вернуть театру доктора привлекательность, но при этом подозрительно многолик. И в битве за пять решающих душ значение карт, деятельность прохвоста и сложные отношения внутри труппы могут выдать неожиданный финал сюрреалистического представления.

Рецензия на фильм Воображариум Доктора Парнаса

Постановка Терри Гиллиама, сдвинутая в сторону философии, могла остаться с меньшей аудиторией, если бы не одно несчастье. 22 января 2009 года проект и этот мир трагически покинул Хит Леджер, отснявшись в некотором количестве сцен. Только находчивость Терри Гиллиама позволила удержать проект на плаву, а бескорыстность заместителей в лицах Джонни Деппа, Джуда Лоу, Колина Фаррела, не подняла бюджет до заоблачных высей. Ведь для фильма с определённым набором спецэффектов, но с мрачноватым сюжетом жизненно важно было экономить – желающих пересматривать его снова и снова отыщется мало. Потому что большая часть публики притчу Терри Гиллиама не поймёт.

Надо ли говорить, что начав с легкомысленных экранизаций комик-труппы Монти Пайтона (создание маленького театра после такой работы не в тягость), режиссёр в 1985 году создал задавленную студией, но ставшую культовой и опередившую время "Бразилию". Десять лет спустя Гиллиам отметился ещё более, если так можно выразиться, неадекватными фильмами: "12 обезьян" и "Страх и ненависть в Лас-Вегасе" окончательно закрепили за мастером прилагательные "потрясающий, но не понятный". После "Братьев Гримм" и "Страны приливов" кое-кто мог решить, что Гиллиам уже не тот. Но сомневающимся стоило дождаться "Воображариума".

Под прикрытием козырей из компьютерной графики, которая создаёт необычные миры, вроде карамельных садов, рек, блестящих под лучами доброго солнца, прочих невероятных невероятностей, которые только может начертить воображение. И есть к этому два контраста – серое унылое обиталище актёров, медленно передвигающееся вместе со сценой по мостам и дорогам земного шара (неудивительно, что Валентина, не знающая подробностей сделки между Парнасом и дьяволом, мечтает сбежать из тюрьмы на колёсах). Второй контраст создаёт доктор Ник, и он олицетворяет простой путь, а то и попросту отказ от устремлений.

Терри Гиллиаму в упорстве не откажешь, как я уже говорил, он возобновил работу над "Воображариумом". Хита Леджера, которому, увы, не удалось и не удастся воплотить на экране образ, сравнимый с озлобленным Джокером, просто сложно упрекнуть в плохой игре, но фильм опирается не на лукавость его персонажа в различных ипостасях, а на глубокое отчаяние Кристофера Пламмера. Пусть номинация на "Оскар" ему досталась второстепенная, и та за изображение Льва Тостого, но в ней, возможно, сосредоточено давнее признание талантов актёра.

Оппонент доктора Парнаса, бессмертный и бессмертие дающий, сыгран Томом Уэйтсом, и этот тот случай, когда внешний вид говорит за исполнителя. Действительно, дьявольский видок Уэйтсу даётся легко, чтобы это отразить, не обязательно даже превращаться даже в чёрного пуделя – хватит сигареты и котелка... Дочь Парнаса сыграла Лили Коул – её можно назвать восходящей звёздочкой, может, опыта работы на камеру ещё недостаточно, но эмоциональный диапазон заслуживает похвалы.

Фильм "Воображариум доктора Парнаса" сложнее, чем слово "сложный". Пожалуй, это один из немногих случаев, когда спецэффекты сопровождаются не сюжетной пустышкой, а таким тягучим повествованием, что сами последствия компьютерного вмешательства кажутся эфирным приложением, невесомым и расслабляющим разум.

Николай Лайкин специально для VIP каталог


Теги: , ,
Категории: Фильмы