Рецензия на кинофильм «Молчание Ягнят»

 рецензия на фильм Молчание ягнят

В мировом кинематографе не так много фильмов, восприятие которых заставляет затаить дыхание, вцепиться в подлокотники кресла и забыть обо всем, кроме происходящего на экране. «Молчание ягнят» - один из них. Если какое-то произведение и можно назвать триллером в буквальном смысле слова, то как раз эту великолепную экранизацию одноименного романа Томаса Харриса. Роман завораживает, но и фильм – тоже. Это тем более удивительно, что в фильме практически нет по-настоящему кровавых натуралистических сцен, но атмосфера ужаса, аномалии и настоящего зла буквально пронизывает зрителя. Столь же убедительную ауру зла можно почувствовать лишь в немногих литературных произведениях - к примеру, в знаменитом романе Фаулза «Коллекционер». Но в случае литературы всегда работает собственное воображение читателя, а уж самые разнообразные страхи оно умеет порождать с раннего детства. А вот чтобы фильм вызвал забытые детские ощущения мурашек вдоль спины и неудержимого желания оглянуться и посмотреть, что же там, в темном углу или под кроватью, и в то же время страха увидеть это нечто, - такое бывает крайне редко.

Наверное, подсознательное понимание того, что Зло существует, есть у каждого из нас, но режиссерам и актерам «Молчания ягнят» (вслед за автором романа) удалось его не только обнаружить, но и показать. При этом создатели фильма обошлись без массовых перестрелок и резни или инопланетных чудищ в компании с вампирами и зомби. От будничности обстановки, рутинности действий агентов ФБР и прозаичности жертв фильм становится только более впечатляющим – злодейство совершается не в ином мире, не с какими-то необыкновенными персонажами, а в обычной жизни с обычными людьми. Правда, маньяка, за которым охотится ФБР, никак не назовешь обычным человеком, но его психологический профиль настолько типичен, что его можно было бы поместить в учебник по криминальной психологии. Буффало Билл, стремящийся к метаморфозе, подобно любимым им бабочкам, - просто находка для последователей Фрейда. В любом другом фильме о маньяках, скорее всего, он стал бы центральным персонажем. Но в «Молчании ягнят» главное действующее лицо, на мой взгляд, отнюдь не он, а Кларисса (Джоди Фостер), новичок в отделе ФБР, занимающемся составлением психологических портретов, поиском и поимкой серийных убийц.

рецензия на фильм Молчание ягнят

Об игре Джоди Фостер в этой роли сказано уже очень много, да и полученный ею за этот фильм «Оскар» говорит сам за себя. С момента выхода картины в свет (1991 г.) прошло уже много лет, но каждый, кто видел ее глаза в тот момент, когда она рассказывает Лектеру о криках ягнят, помнит их наверняка до сих пор. В фильме много сильных сцен с участием этой актрисы, но самое большое впечатление производят именно беседы с Лектером. С одной стороны – безумный доктор с немигающим взглядом, проникающий своими вопросами в самые сокровенные тайники души Клариссы, а с другой – она сама, юная женщина с тонким лицом и несокрушимой духовной силой. Именно эта сила позволяет Клариссе одолеть Буффало Билла, когда она неожиданно для себя оказывается в его доме. Думаю, одной только знаменитой сцены, в которой Кларисса преследует маньяка в его собственном подвале в кромешной тьме, а он наблюдает за ней в зеленом мерцании прибора ночного видения, было бы достаточно, чтобы фильм навсегда вошел в историю кино. Каким-то невероятным образом актрисе, режиссеру и оператору удалось создать такой эффект, что зритель буквально кожей и собственным загривком ощущает тягучий, как в кошмарном сне, ужас, подстерегающий буквально со всех сторон, страх и растерянность Клариссы, паническое сердцебиение и пресекающееся дыхание.

рецензия на фильм Молчание ягнят

Фильм вообще хорош с любой стороны – замечательный актерский ансамбль, аутентичный сценарий, завораживающая музыка Т. Петти в сочетании с музыкальными пассажами Баха, множество художественных находок (например, образ Лектера в смирительной рубашке и маске или пухленькая дочь сенатора, весьма аппетитно выглядящая в роли потенциальной жертвы). Но, скажу еще раз, для любителей хорошей литературы у него есть дополнительное неоспоримое достоинство – фильм очень удачно воспроизводит общую атмосферу романа Томаса Харриса, его стилистику и язык, оставаясь при этом совершенно самостоятельным и замечательным произведением искусства. И эта удивительная метафора молчания ягнят как символа того, что злодейство прекращено, в фильме работает так же хорошо, как и в романе.

Вероника Глущенко специально для VIP Каталог


Òåãè: , ,
Êàòåãîðèè: Фильмы