«Тарас Бульба»: чего не увидели зрители

фильм Тарас БульбаПопыток экранизации повести великого классика мировой кинематограф знавал немало. Самая первая была еще в 1909, когда первопроходец российского кино Александр Дранков снял русский немой фильм «Тарас Бульба». Затем были и голливудская (с Юлом Бринером, «Великолепная семерка»), и немецкая, и французская, и английская и даже итальянская и чешская версии. Не давало покоя произведение и советским режиссерам, и — уже позже — российским и украинским современникам. Многие помнят, сколько мечтал увидеть в роли Бульбы своего друга Жерара Депардье президент Украины Виктор Ющенко.

Но пока президент мечтал, россияне работали. Картину начал снимать знаменитый режиссер Владимир Бортко. Между прочим, киевлянин, хотя уже не один десяток лет живет в Санкт-Петербурге. Уж тот не сомневался, кто убедительнее всего исполнит главную роль: «Свой сценарий я посвятил памяти Александра Довженко, который мечтал экранизировать эту же повесть, — говорил тогда Владимир Владимирович. — Имя исполнителя главной роли для меня было известно заранее — это, разумеется, Богдан Сильвестрович Ступка».

кадр из фильма Тарас Бульба кадр из фильма Тарас Бульба кадр из фильма Тарас Бульба кадр из фильма Тарас Бульба кадр из фильма Тарас Бульба 

ГЕОГРАФИЯ И МУЗЫКА

Бортко сам корпел над сценарием, чтобы максимально следовать книге, помнится, на вопрос о сценаристах он даже гордо похвастался: «Это Николай Васильевич Гоголь. Собственной персоной!». С этой же целью съемки велись максимально приближенно к тем местам, где проходит действие в книге. Начинали непосредственно на острове Хортица в Запорожье. Там, под чутким руководством российского художника-постановщика Дмитрия Светозарова и украинского Сергея Якутовича возвели хутор Тараса. Группа работала в Киеве, Варшаве… Батальные сцены велись Каменец-Подольском и Хотине, где сохранились крепости тех времен. А в павильонах «Ленфильма» в Санкт-Петербурге соорудили 10 внутренних интерьеров — жилья Панночки, Тараса.

Все музыкальное сопровождение Бортко доверил композитору Игорю Корнелюку, объяснив это просто: «Мы с Игорем живем в Санкт-Петербурге на одной улице. Он не только к «Бандитскому Петербургу» музыку писал, но и к «Идиоту», и к «Мастеру и Маргарите». У него есть украинские корни, поэтому украинский фольклор, литература ему не чужды».

Динамика. Сын Бульбы Остап был храбрым казаком — на шляхту кидался, как зверь!

БЮДЖЕТ

Картину «Тарас Бульба» постановочно съемочная группа называла сверхсложной. Только общее число людей, задействованных в массовке, составляет 1000 человек. При сцене штурма крепости в Каменец-Подольске собрали 200 казаков. Говорили, что весь этот размах обошелся в 25 млн долларов, но сам режиссер это опровергал: «Если бы! К сожалению, это не так. Я не имею права называть настоящую цифру». Впрочем, в съемочной группе поговаривали, что бюджет картины составил 17 млн. долларов, а что до 25, то это сумма, с учетом рекламных затрат.

«Я бы хотел показать Бульбу в своей картине, прежде всего, думающим, — рассказывал «Сегодня» Владимир Владимирович. — Ведь многими он воспринимается как пьяница. Он импульсивный человек, это бесспорно. Но все явления в жизни он оценивает с той точки зрения, как бы поступил идеальный христианин и казак. Например, почему он смеется, когда появляются его сыновья из бурсы? Да он их не видел два года! А такие ли они? Будут ли они достойны того дела, к которому он видел с самого начала их предназначение? Возникает смех: «Какой ты смешной сынок, какая у тебя свитка!». Мы с Богданом Сильверстровичем пытались его сделать борцом за идею. А поскольку общее у трех народов – русского, украинского и белорусского — одинаковое, то, думаю, всем трем народам этот фильм будет интересен и близок».

«БУЛЬБА» БОРТКО ДОСТАЛСЯ В НАСЛЕДСТВО

Мало кто знает, что Бортко достался уже, по сути, начатый проект. Сперва российская компания «Централ Партнершип» хотела снимать фильм «Запорожская Сечь» по мотивам произведений Гоголя. Молодой режиссер Олег Фесенко уже начал работу над проектом. Но создание отечественной качественной современной версии «Тараса Бульбы» стало уже просто необходимостью, и продюсеры сменили Фесенко на маститого Бортко (тогда как раз гремел успех его сериала «Мастер и Маргарита», который посмотрело за раз около 40 миллионов зрителей!). Владимир Владимирович с благодарностью принял оставшиеся после закрытия «Запорожской Сечи» костюмы и прочие наработки и принялся создавать проект с нуля.

СЮЖЕТ МАКСИМАЛЬНО ПРИБЛИЖЕН К КНИГЕ

XVI век. Украина (эта часть Руси), захваченная частично Речью Посполитой, а с юга осаждаемая крымскими татарами. Полковник Тарас Бульба (Богдан Ступка, «Огнем и мечом») у себя на хуторе ожидает прибытия сыновей, которые учились в Киеве. И видит прибывших Остапа (Владимир Вдовиченков «Бумер») и Андрия (Игорь Петренко «Водитель для Веры») бравыми казаками. Но Бульба не знает, что в Киеве Андрий встретил Эльжбету (Магда Мельцаж, польская актриса) — дочь знатного польского шляхтича, и влюбился. Тарас отправляет сыновей в Запорожскую Сечь, да и сам не может оставаться дома, с женой (Ада Роговцева, «Ермоловы») зная, что его землю унижают иноземцы.

А Запорожская Сечь гуляет! Полковник прекращает безделие и пьянство и, сместив старого кошевого атамана (Владимир Ильин, «Идиот») на нового (Юрий Беляев «Графиня де Монсоро»), войско запорожцев (ключевые роли казаков — Мосий Шило (Михаил Боярский, «Гардемарины, вперед!», Бородатый (Борис Хмельницкий, «В поисках капитана Гранта»), Товкач (Лесь Сердюк, «Гетманские клейноды»), выступило на борьбу с Польшей, осадив польский город Дубно. Андрий узнает, что его Эльжбета в городе и предает своих, переходит на сторону поляков. Тарас, заманив его в ловушку, сам убивает сына. Другой сын, Остап, попадает в польский плен. Тарас хочет вызволить его, но успевает увидеть только казнь Остапа. Польское войско окружает казаков Тараса и он, понимая, что он является основной целью поляков, дает последний бой целому войску, позволяя товарищам уйти. Поляки сжигают Бульбу, но и во время страшной казни полковник остается истинным патриотом.

Андрий и Эльжбета

БУЛЬБЕ-СТУПКЕ КОНЯ ЗАМЕНЯЛ КВАДРОЦИКЛ

Изображая лихого полковника Тараса Бульбу, в фильме Богдану Ступке пришлось много и вплотную общаться с лошадьми. Но навсегда останется за кадром, что когда по сюжету атаман скачет галопом, актера, на самом деле, возили на квадроцикле (четырехколесный мотоцикл). Для этого над седлом транспортного средства сооружали еще одно седло, на уровне высоты крупа коня, накрывали попоной, устанавливали конное седло, на которое и садили народного артиста. А дальше все зависело от ловкости оператора, снимающего артиста средним и крупным планом, и никакого мошенничества!

«Там, где рысью, я езжу на лошади, там, где тихий ход — тоже. А вот галопом уже не потяну, — признался 68-летний актер. — Меня в молодости конь выбросил из седла в фильме «Белая птица с черной отметиной», и остался страх надолго. А теперь я уже в таком возрасте, что учиться заново ездить поздновато. Хорошо, что хоть как-то держусь. А делаем так, как во всем мире снимают: на квадроцикл меня сажают и везут. Молодые актеры ездят, но это нужно каждый день тренироваться, чтобы так держаться. А лошадь — непредсказуемое животное. Когда моему дублеру лошадь наступила на ногу, так чуть не раздавила».

Правда, в фильме есть места, где Тарас и галопом скачет, и общий план снят, и даже падает на скорости с лошади. Но во всех этих трюках не видно лица легендарного актера, а все потому, что его успешно заменил его дублер.

<Богдан Ступка в роли Тараса Бульбы

БОРТКО РАЗРУГАЛСЯ С ПОСТАНОВЩИКОМ ПАУЭЛЛОМ

Чтобы батальные сцены в фильме смотрелись профессионально, Владимир Бортко не пожалел финансов и выписал голливудского постановщика Ника Пауэлла. У Ника богатый опыт в подобных съемках, ведь именно он воплощал на экране размах таких шедевров мирового кино, как «Гладиатор», «Последний самурай», «Храброе сердце».

Довольно сложно, по словам Пауэлла, проходили съемки битв казаков на лошадях: «Когда человек на коне бьется с другим всадником, часто это выглядит, будто они просто тренируются, но не хотят бить друг друга. А кони не хотят быть вблизи мечей, и сразу видно, что каскадер или актер старается руководить конем, а в то же время он старается воплощать в жизнь те движения, которым их научили учителя». От этого постановщик спасал картину постоянными тренировками.

По словам знаменитости, из всех тех фильмов, над которыми он работал, «Тарас Бульба» ему больше всего напомнил «Последнего самурая»: «Я вижу большую схожесть между этими двумя работами в эмоциях, событиях, о которых рассказывается в фильмах». При этом Ник признался, что хотя он работал в 21 стране мира, ему еще нигде не было так тяжело, как в Украине: «Это совсем другая система. Я привык, что даже если работал в странах третьего мира, мы все равно брали американскую команду или британскую, а у них все было отлажено, как часы. А в Украине то приборы выходили из строя, то электроэнергию вообще отключали... А, самое главное, людям, да и самому Владимиру Бортко не хватало опыта в работе над масштабными массовочными фильмами. Он прежде делал акцент на работы с актерами, и в этой части он выигрывает. Но все равно, некоторые эпизоды у нас получились очень удачными»

Пауэлл говорил, что режиссер разрешал ему самому распределять все и работать так, как постановщик к тому привык. Между тем на площадке не раз возникали споры между ним и Бортко: режиссер безумно переживал за эту картину, он худел, хватался за сердце и старался контролировать любой процесс и Ника в том числе. Съемочная группа тщательно скрывала этот факт, но после очередного спора с Владимиром Владимировичем Пауэлл, плюнув на все, уехал из Каменец-Подольского со скандалом, не доведя работу до конца. Сцены в Хотине режиссер снимал без него.

скачать фильм «Тарас Бульба»
скачать фильм
смотреть онлайн

По материалам газеты Сегодня


Теги: ,
Категории: Фильмы