Вселенная дождалась - обзор альбома Depeche Mode "Sounds Of The Universe" 2009

Рецензия на альбом Depeche Mode - Sounds Of The Universe

Задача музыкального рецензента изначально неблагодарна. Сложившийся стереотип профессии гласит: открывай молодые таланты, а по поводу ветеранов лишь томно вздыхай, и говори с видом знатока, как они «сдулись». И вот, попадается двенадцатый альбом Depeche Mode «Sounds Of The Universe». Не будем опрометчивыми в своих выводах. Попробуем разобраться вместе.

О том, что Depeche Mode уже «не те», не сказал сегодня только ленивый. И на то есть основания – и клипы для них все чаще снимает не Антон Корбайн, и концертную премьеру «Wrong» ребята устроили под фонограмму (к счастью хоть студийное видео на «Come Back» вернуло равновесие)… Да и обложка нового альбома вызвала множество споров. Артемий Лебедев узрел в ней схему московского метрополитена, ироничные поклонники видели и пепельницу с сигаретами, и сперматозоиды с яйцеклеткой, и картошку «фри» на подносе. Для масс эта обложка стала своеобразным тестом Роршаха.

Рецензия на альбом Depeche Mode - Sounds Of The Universe

«Sounds Of The Universe» вообще получился очень противоречивым. Depeche Mode выпускают альбомы раз в пятилетку, и не исключено, что по истечении положенного срока от выпуска «Playing The Angel» они просто вынудили себя записать новую пластинку. Тяжело определиться, то ли назвать альбом медитативным, то ли вымученным. Возможно, в таком возрасте DM решили, что не подобает им уже писать хитовые боевики, и расслабились. А возможно, ребята считают, что записали действительно взрывной альбом, и сделали для этого все, что в их силах. Хочется активно убеждать себя в первом.

Альбом с первых звуков переполнен неуловимым коронным стилем Depeche Mode. Но это только на первый взгляд… «Sounds Of The Universe» начинается с песни-тянучки «In Chains». При прослушивании невольно вспоминаешь даже турне Devotional 1993-1994 годов с такой же песней-тянучкой «Higher Love» в качестве эффектного начала концертов. И это цепляло. В принципе, «In Chains» в этом ключе звучит достойно. Уверен, что после демо-версий, просочившихся в интернет, меломаны ожидали худшего. И все-таки, хочется скорее услышать, как Дэйв Гэан будет петь это живьем – ведь в записи голос звучит интригующе чисто. Идеальный первый трек для шоу. Безусловно, возникает мысль: «Да, они вернулись!». Что и требовалось.

Ритм «Hole To Feed» захватывает, но здесь, как и почти в любой другой песне «SOTU», присутствует странный эффект: как будто при сведении просто взяли коротенький семпл, секунд на семь, и поставили на постоянный повтор. И на его фоне пытаются изобразить мелодику текста. Якобы, со смыслом. Такая же история с «Fragile Tension». Скрипящая «Wrong», не зря выбранная в качестве первого сингла, удивляет и в свете всего альбома. Традиционная «кричалка», из тех, которые Дэйву удается петь лучше всего, эта песня в «Sounds Of The Universe» выглядит наиболее ярко. «Little Soul» тоже приятно обрадовала. Типично «депешмодовский» текст, и даже намеки на красивую мелодию. Глобальная и пафосная «Peace» будет отлично слушаться на стадионах.

Можно с закрытыми глазами угадать, кто написал «Come Back». Открываем, проверяем – действительно, Дэйв. Романтично, и немного скучно. А ведь до «Playing The Angel» его песни не брали ни в один альбом. Говорят, лейбл был против, но своими сольными альбомами вокалист их переубедил. Ведь надо было уже хоть как-то спасать сдающую позиции группу.

К слову, второй сольный альбом Дэйва, «Hourglass» вышел не так давно, всего полтора года назад. Сильных вещей там действительно хватало. Но тогда музыкант даже отказался от турне в поддержку диска, чтобы скорее приступить к работе над альбомом Depeche Mode. Если бы Дэйв не выпустил тот «сольник», а «Deeper and Deeper», «Use You» и «Saw Something» вошли бы в новый альбом DM – ох, что за чудесный релиз мог бы получиться! А так «Sounds Of The Universe» по накалу проигрывает индивидуальным начинаниям Гэана. Но выигрывает по атмосферности.

Инструментальные композиции Depeche Mode зачастую лаконично и красиво отображали всю концепцию альбома. «Introspectre», «Lovetheme», «Jazz Thieves», даже «Pimpf» – в новой инструменталке «Spacewalker» нет такого размаха, но, тем не менее, она не является слепым пятном альбома, и звучит органично.

Под новые песни в живом исполнении не так уж просто «ловить кайф». Надо быть отъявленным поклонником, любить сам голос Дэйва, чтобы не заскучать на концерте под такие треки, как, например, «Perfect».

В каждой песне «Sounds Of The Universe» есть красивейшие космические звуки и звездные ноты. Но нет тех сногсшибательных мелодий, за которые Мартин Ли Гор получил славу отменного сонграйтера. Все как-то устало. Даже томно – вот подходящее слово. Такое впечатление, что все эти мотивы Мартин просто бурчал сквозь сон, а Энди Флетчер внимательно за ним записывал.

Информация к размышлению: новый альбом называется «Звуки Вселенной». Физики доказали, что во вселенском вакууме звуки не распространяются. Лишь в «Звездных Войнах» Джорджа Лукаса возможно обратное. И в альбоме Depeche Mode.

Стоит вспомнить, какие гениальные альбомы DM писали до этого, и понимаешь, что новый значительно слабее. В итоге, под влиянием авторитета всех предыдущих шедевров, от «Speak and Spell» до «Playing the Angel», приходится ставить «Sounds Of The Universe» завышенную оценку. То ли на перспективу, то ли по привычке, то ли из жалости. Но без оглядки назад, сам по себе новый диск замечателен. Безусловный возврат к синтезаторам. Настоящее электронное искусство. Пусть не взрывной, но и не совсем ровный. В конце концов, любой музыкант позавидовал бы такому качеству звучания. Очень сложно выносить приговор таким релизам. Сначала тебе кажется, что он плох. Но почти в тот же миг осознаешь, какой он хороший. И так по кругу.

Скоро Depeche Mode едут в тур, в рамках которого, возможно, и в Киев заглянут (ходят слухи о феврале 2010) – к тому времени «Sounds Of The Universe» сам по себе успеет прижиться, мы привыкнем к нему. Ведь есть в альбоме, безусловно, некая тонкая линия, которая неуловимо привлекает. Быть может, мы даже полюбим эту пластинку. Так, как любили прежние. Хочется верить, что это случится. И в скором времени мы уже будем напевать новые песни, и говорить: «Как же хорошо, что они вернулись». Но в глубине души все равно будем немного скучать по былым временам.

Сергей Кейн | 27.03.2009 | music.open.ua

Также на нашем сайте читайте рецензию на альбом Depeche Mode "Violator" 1990


Теги:
Категории: Музыка